Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:21 

MIO>>>
Shallow graves for shallow people
Лет в 16, наблюдая за постоянно звучащими в эфире "Нашего радио" песнями представителей современной на тот момент гитарной музыки («русским роком» у меня, привыкшему к нормативной трактовке данного понятия, язык не поворачивается называть их до сих пор, но во избежание повторов придется, очевидно, именовать их и так) и отмечая про себя нарочитую и в некоторых случаях почти воинствующую бессмысленность их текстов, я расценивал описанное явление как намеренную де(ста)билизацию сознания юного поколения, осуществляемую масс-медиа согласно директивам антинародной политической элиты. Может, я сейчас утрирую немного, конечно, но, по крайней мере, без аналогичных предположений не обошлось, это уж точно. То бишь если тогда все эти «Би-2» и прочие земфиры и мумий-тролли воспринимались мной как сознательные проводники злой воли власть имущих, то сегодня, во-первых, я о них практически и не вспоминаю, но если бы даже вспоминал (и это во-вторых), то мне, скорее, было бы жаль их немного. А дело все в том, что попалось мне тут на глаза описание одного тропа, использование которого, на мой взгляд, составляет одну из главных, если не самую главную, характерную особенность текстов вышеназванных и близких вышеназванным исполнителей. Троп этот принято называть незамкнутой метафорой или симфорой, и от обычной такая метафора отличается тем, что её ближайший контекст (а в нашем случае, впрочем, и широкий тоже) не раскрывает её смысла (см.). Сразу замечу, что в целом против данного приёма я ничего не имею, им и Цветаева владела, и Набоков его любил, но только использовали они его умело и уж конечно, после того, как поднаторели в употреблении метафор обычных, замкнутых. А вот о представителях характерного для «Нашего радио» музыкального стиля подобного, боюсь, сказать нельзя. Картина здесь мне представляется примерно следующей: наслушавшись в отрочестве русского рока, чаще западного, очевидно, чем русского, и твердо решив стать такими же, как их кумиры (эпитеты подставьте сами), представители эти, обладая фотогеничностью, пробивными и организаторскими качествами, собирали коллективы ну и далее по плану, однако, не обладая особым талантом в области создания текстов, писали последние по принципу подражательности и оценивали свои творения по критерию приблизительной похожести на творчество флагманов рок-тусовки 80-х, у которых с этим делом было всё же получше и которых даже иногда причисляли к не просто к рок-музыкантам, а рок-поэтам. В результате, не освоив даже простейших приемов стихосложения, а только некоторое их подобие, тексты их чуть менее, чем полностью стали состоять из тех самых незамкнутых метафор, которые, собственно, и метафорами в данном контексте считать-то вряд ли стоит, во-первых, поскольку свойства символа они вследствие неграмотности их создателей не приобретают, а во-вторых, поскольку чем более неясной является незамкнутая метафора, тем она в большей степени нуждается в разъяснениях, коих мы у наших героев, как правило, не находим (а если разъяснения и даются самими музыкантами, то нередко они еще ярче иллюстрируют их неумение владеть словом: скажем, вспоминается мне безмерное удивление, испытанное мной после того, как я услышал, что песня «Шнурок» группы «Пилот», оказывается, посвящена нелегкой судьбе ветеранов ВОВ в современной эрэфии и наплевательскому отношению на них со стороны властей; в тексте ее на заявленную тему не было ну ни намёка). И если у уже упоминаемой мной Цветаевой или у символистов, в поэзии которых симфоры были широко распространены, использование незамкнутого метафорического символа влекло за собой сложный ассоциативно-смысловой комплекс, для точного выражения которого в языке просто не находилось адекватных знаков, то у "рокеров" радио-формата неясность и туманность их, с позволения сказать, метафор являлась лишь следствием того простого факта, что из-за изначальной установки на подражательность и вторичность им самим как творческим индивидуальностям было элементарно нечего сказать.
Здесь, впрочем, мне могут возразить, что для сравнения я выбрал объекты ни фига не гомогенные (Цветаева и тот же Илья Чёрт, к примеру) и что, следовательно, критика моя бесполезна, ибо для оценки текстов тех исполнителей, о которых тут идет речь, критерии нужны совсем другие. И я, конечно, правоту таких возражений признаю и смиренно заткнусь, в заключение, однако, отметив вот что. В связи со специфическими социокультурными условиями нашей страны в 80-е и начале 90-х феномен русского рока в восприятии масс являлся культурой текста par excellence, и по инерции он схожим образом воспринимался и позднее, в конце 90-х и начале 2000-х, когда текст (в творчестве рассматриваемых исполнителей, по крайней мере) приобрел весьма второстепенную функцию. Наивные массы же по-прежнему искали в роке именно поэзии, принимая за оную то, что даже до использования приёма символизации, как правило, не дотягивало. И в том обстоятельстве, что подобные тексты, будучи символически до неприличия бедны, нередко воспринимались массами как вещи глубокие и образные, конечно, никакого злого умысла нет. Другое дело, что этими традиционными экспектациями по отношению к року, несомненно, воспользовались те, кто решил на последнем подзаработать, а получившимся в итоге успешным рыночным продуктом - уже, в свою очередь, те, для кого ориентация на "старый" русский рок с его социальным пафосом и гражданской позицией (весьма небезграмотно выраженными в текстах, между прочим) среди современных им музыкантов могла бы явиться фактором, который имел бы шансы подорвать их культурную гегемонию, а следовательно, и дестабилизировать текущую политическую ситуацию - короче, фактором, небезопасным для их положения. И именно поэтому всех этих сплинов*, чичерин и смысловых галлюцинаций мне, повторяю, немного жаль. Что ни говори, а наверняка обидно, когда тобой попользовались дважды.

* См. оговорку в комментариях.

@темы: Точка зрения, Мысли вслух, Музыка

URL
Комментарии
2012-09-09 в 21:44 

Алька-пулемётчик
Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
ну ты и загнул! Это нечто, заставляющее поломать мозг!

2012-09-09 в 22:38 

Витка Рысь
Нежная-мятежная
MIO>>>, я в целом согласна, но Сплин не из этой серии. Как раз их вокалист - вполне поэт. И я - не какая-ниб оголтелая фанатка, и сама пишу.

2012-09-09 в 22:41 

MIO>>>
Shallow graves for shallow people
Алька-пулемётчица, Ну я не специально)) просто книга одна под руки попалась, где всё про тропы эти написано, а вчера ДДТ еще как раз послушал, 97-го года альбом... И вот результат :)
P.s. хотя к перечню тех, кто упомянуты в посте, я б ДДТ ни в коем случае не добавил, но Шевчук, придется признать, тоже незамкнутыми метафорами очень активно пользуется, просто в его случае это, может быть, более уместно и обоснованно (хотя тоже, уверен, не всегда!), чем в случае со всей этой кодлой.
А я тоже твои отчеты о минской поездке читаю, здорово!

URL
2012-09-09 в 22:50 

MIO>>>
Shallow graves for shallow people
Витка Рысь, Да, как раз насчет Сплина я тоже хотел сделать оговорку, но поленился, хе-хе. Впрочем, меня отчасти может оправдать мой старый пост, где я как раз регистрирую положительную динамику в плане грамотности сочинения А.Васильевым песенных текстов, хотя всё-таки весьма и весьма скромную, имхо. Плюс то, что на концертах им активно исполняется башлачевская "Петербургская свадьба", тоже косвенно свидетельствует о твоей правоте. С другой стороны, взять вот, к примеру, "Гранатовый альбом" - ну где, где там поэзия?

URL
2012-09-10 в 10:06 

Алька-пулемётчик
Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
MIO>>>, а какая книжка "поэты русского рока", что ли?

2012-09-10 в 12:51 

MIO>>>
Shallow graves for shallow people
Алька-пулемётчица, нет, "Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь"

URL
2012-09-10 в 21:26 

Алька-пулемётчик
Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
MIO>>>, нехилые книги у тебя дома валяются. :)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Песни Потребителя

главная