Продолжение прошлой записи, в одну не влезло
...Однако позиция Родзаевского в этом вопросе оказалась не такой уж оригинальной и отчасти даже знакомой мне по работам Устрялова или, допустим, Шульгина. Родзаевский просто позднее встал на уже пройденный этими товарищами путь, путь в его случае особенно тернистый и многотрудный. Но производит впечатление в основном даже не это, а то, насколько неподделен и искренен был порыв Родзаевского до конца оставаться верным родной стране (а такой страной к тому моменту для него сделался покинутый им более 20-ти лет назад СССР), и насколько этот порыв был жестоко и бездумно пресечён. Не расстрелять его в Союзе не могли: слишком бескомпромиссной и неповоротливой была идеологическая машина в послевоенные годы, тем более в отношении тех, кто два десятка лет носил на рукаве оранжевую свастику и поддерживал германскую экспансию почти всю первую половину (до 1943-го) Второй Мировой. Однако оправдан ли был этот шаг, оправдан ли был расстрел человека, добровольно отдавшегося в руки советским властям и по-настоящему готового жертвенно служить своему народу, своей вновь обретённой Родине? Всё-таки как ни велики и неохватны были прорывы сталинизма в пространство иных, недоступных никогда до него (и после него) бытийных уровней, не в меньшей степени обширны были тогда и чудовищные истощения, истончения человеческого духа, человеческой природы. Впрочем, те, кто в 92-ом году решил напечатать письмо Родзаевского, рассчитывали на внедрение в массы только второй части данного тезиса, неосознанно или (скорее) осознанно выступив в данном случае в качестве контекстной оппозиции устоявшемуся мировоззрению советских людей и продолжив начатое в перестройку разрушение советской системы ценностей, легитимизировав тем самым приход к власти сторонников радикального либерализма во главе с Ельциным, ввергнувших страну в новый небывалый социокультурный и геополитический хаос. Поэтому сегодня достаточно глупо было бы после прочтения этого документа проклинать сталинский режим и вообще всех коммунистов (хотя и очень хотелось бы, как сделали это, например, авторы данного материала) и в очередной раз поносить наше прошлое. Необходимо просто не забывать о двойственной его сути и актуализировать в соответствии с течением времени и исторической целесообразностью либо ту, либо другую часть его дискурсивного содержания. Ведь наряду с безусловным превосходством советской цивилизации над западной в указанный период времени почти во всех сферах жизни были и такие вещи, как письмо Родзаевского, где он от чистого сердца надеялся, что «большевики не будут мстить» жене его, «молодой трудящейся женщине, искренне любящей Родину, и малым деткам», хотя мстили большевики тогда всем и каждому по любому малейшему поводу; где своё «единственное имущество — коллекцию граммофонных пластинок, среди которых немало редкостей, может быть, нигде в другом месте не сохранившихся» он завещал московским культурным клубам, хотя нетрудно догадаться, куда делась эта коллекция действительно дорогих автору вещей; где он, наконец, готов был отдать «Родине, Партии и Вождю» последнее, что имелось у него – остаток своей многострадальной жизни, хотя прожить ему тогда оставалось чуть более года в тюремных застенках…
Впрочем, чтоб не быть голословным, представляю возможность вам самим прочувствовать всё вышеперечисленное, тем более в Интернете данный текст вроде ещё мне не попадался (хотя искал я его давно), да и сканировать его было не сложно (возможно, кстати, такая же участь в скором времени ждёт и «Потребителя»):

Письмо К.В. Родзаевского И.В. Сталину // Отечественная история. 1992. № 3.

Убедительная просьба в комментариях к этой записи сообщить, корректно ли открывается данная ссылка, т.к. я с этим сервисом первый раз работаю и, может, что напутал.