1. Swans.
Стиль: нойз-рок, поздн'ее звучание было смягчено и диверсифицировано.
Ну тут любые комментарии излишни. Интерес к ним возник года 3 назад после прочтения книги Джиры «Потребитель» (интерес к которой, в свою очередь, возник после рецензии на оную в «Завтра» - да-да, источник-то остается всё тем же ). Словом, выразить настолько искренне, экспрессивно и мудро всю эту невыразимую двойственность и поганую амбивалентность современности не смог и едва ли впоследствии сможет кто-то, кроме них.
2. Flying Luttenbachers.
ну тут стиль определять глупо, всё это и задумывалось как отказ от каких-либо, в т.ч. стилевых, рамок. Хотя исток виден отчетливо - фри-джаз, Альберт Айлер и прочая-прочая...
О них я уже упоминал чуть ранее, в феврале. Слушать такое сложно, главное тут - пропустить через себя этот чудовищный заряд деконструкта, тотального и бескомпромисснейшего, который проходит сквозь тебя при нажатии на кнопку "Play" (ну или какую там ещё обычно нажимают кнопку) - недаром один из их альбомов называется «Destroy All Music». И, уверяю, у них это получается: музыку они полностью разрушают (естественно, средствами самой же музыки). Важнее, конечно, чтобы разрушил в своем сознании ее тот, кто этих летучих латтенбахеров слушает, освободившись тем самым от оков многовекового диктата мелодии, тональности и ритма. Хотя, конечно, в России ситуация намного запутаннее и сложнее, в том числе касательно всяческих диктатов и эксплуатаций...
3. Ved Buens Ende / Virus.
Стиль: avantgarde black metal/rock.
Вообщем-то, это фактически одна группа, просто в силу каких-то неизвестных причин «Ved Buens Ende» потом стали «Вирусом». Может, и изменения в составе тоже имели место, не знаю, но всё это фигня и не главное. Главное то, как могла ТАКАЯ группа образоваться в тесных и душных рамках норвежского блэк-металла? Лично для меня это остается загадкой. Лидер ее, Carl-Michael Eide, переиграл в чуть ли не дюжине всяких там сатириконов, кадаверов и аура нойров, и вдруг - совершенно нетипичный для такого рода ерундистики звук, диссонансная гитара, пронизывающий сознание насквозь голос, гипнотические ритмы, тёмная, гнетущая атмосфера (коей ни один блэкер похвастаться не может, да и не нужно это им, жалким позерам, капиталистам и контринициаторам). И самое интересное то, что поклонники последних «Ved Buens Ende» очень даже уважают, несмотря на, казалось бы, их жуткую неперевариваемость и авангардность. Вот что значит волшебная сила искусства!
4. Pissed Jeans.
Стиль: ретро-нойз-рок
Ну здесь никакой определенной философии или сложности в восприятии нету, просто чуваки настолько бесшабашные и добавляют в своё звучание так много фидбэка, шума и скрежета по струнам, что кажется - вот она, спонтанная творческая активность прямо по Фромму!
5. Hüsker Dü.
Стиль: хардкор, прото-гранж.
Это моё увлечение, очевидно, временное: просто любопытно, что типично нирвановский саунд можно было обнаружить ещё году в 84-ом ну или уж точно - в 85-ом. Ностальгия, блин. Но драйвово!
6. Beyond Dawn.
Стиль: doom metal (early), electronic (now).
По крайней мере в отношении формы (не знаю как там насчёт содержания, но подозреваю, что негусто - всё-таки группа тоже вышла из металлической тусовки, хотя и ударилась вспоследствии в чистую электронику, а содержания у металлической тусовки с точки зрения Вечности, по-моему так, нулевое) этот коллектив можно назвать единственными адекватными последователями «Swans» - на альбоме 98-го года «Revelry» это ощущается явственнее всего. И вообще, творчество группы разнопланово, находится на стыке разных музыкальных субкультур и не вписывается в привычные схемы. А это само по себе уже немаловажно.
Конечно, данный список далеко не полон, и можно было бы продолжить его такими именами, как The Ex, Slint или Hoover, но предлагаю их оставить на следующий раз: вдруг он все-таки, несмотря ни на что, будет?
В русской музыке в последнее время открытий я не делал, хотя вот недавно нашёл на одном сайте дискографию Башлачева и вспомнил, до чего же замечательный был это человек и поэт. С другой стороны, в ближайшем будущем новые альбомы должны выйти не только у «Оргии Праведников», но даже у «Телевизора» и Рады (непонятно, с «Терновником» или нет), поэтому, возможно, открытия-то все ещё впереди...